Использование VirtualDub для обработки домашнего видео (издание третье) |
Данное вариант обработки используется мною для обработки VHS (VIDEO-8, HI-8) -> CD(DVD). ИМХО обеспечивает хорошее соотношение качество/скорость при достаточно простой реализации.
I. Захват
Для захвата используется VirtualDub. Начиная с версии 1.6.11 вопрос синхронизации звук-видео можно считать решенным. Захват трех часовой видеокассеты VHS, сигнала c эфира, с камеры, разными TV тюнерами с разными звуковыми картами на разных конфигурациях машин - результат удалось достигнуть в любом варианте (за что спасибо разработчикам VirtualDub). Основные причины рассинхронизации встречались такие: неудачно поставленные "дрова", неточные настройки, дефрагментация диска. В настройках режима захвата я обычно ставлю: VIDEO -> "установить формат" 768*576. Настройки по железу тюнера (источник, разрешение, PAL и т.п.). Предпросмотр. Компрессия. Примечание: Я не использую захват в разрешении 704*576 с последующем добавлением бордюров до 720*576 т.к. при этом получаю нарушение соотношения 4:3 (круг становится овалом), а бордюры исключают применение многих переходов при монтаже. AUDIO - звук 44100 моно (с частотой 48000 неизбежно наблюдалась рассинхронизация), без сжатия. Измеритель сигнала. ЗАХВАТ->Настройки->Частота кадров 25.000. И, соответственно, устанавливаемый файл. Остальные настройки по умолчанию. Для сжатия рекомендую использовать кодек PicVideo 3 (или кодек без потерь) с изменением Luminance Quality в пределах 1-4, Chrominance Quality в пределах 1-5, зависит от свободного места на диске. Можно вплоть до нуля.
В результате захвата получается первый "сырой" файл. Аудио и видео дорожки по длине (Файл->Информация о файле) не должны различаться более чем на доли секунды. Идеально (хотя и не обязательно) подогнать смещение дорожек удобно непосредственно в видеоредакторе на стыках сцен визуально по графику аудиодорожки. Либо просто определить величину смещения, а непосредственно подстроить (Аудио->Чередование) в том же VirtualDub.
II. Подготовка промежуточного файла для последующего монтажа и (или) записи на DVD
Порядок фильтров следующий: 1. ACOBW + NDF – автоматическая коррекция баланса белого с включением динамического шумоподавителя. Для исходника с камеры уровни по умолчанию, для VHS силу фильтра можно увеличить. Обрезка краев - требует от используемого для этой задачи фильтра некоторой программной поддержки. Вероятно, поэтому часто рекомендуют делать урезание на встроенном фильтре "null transform". В данном фильтре применение такой возможности реализовано. После применения урезания, высота кадра должна быть кратна 2, сверху срезать рекомендуется четное число, иначе поменяется порядок полей. Выдерживать соотношение сторон 4:3, при этом, слишком строго не обязательно, так как обычно срезается не более 1-3 % пикселей по сторонам, отклонение геометрии от стандарта получается незначительное. 2. RESIZE - изменение размера "Precise bicubic (A=-1.00)". Размер кадра следующий: ширина 720, высота 576. Установить флажок "Чередующийся" (Interlaced).
Примечание: 1. Деинтерлейс при кодировании в MPEG-2 имеет смысл применять при низком битрейте (3000-4000 и ниже), до фильтра RESIZE. Необходимо также учитывать возможности выбранного видеоредактора по обработке черезстрочного и прогрессивного видео.
Таким образом, на выходе получается чересстрочное промежуточное avi разрешением 720х576, готовое для монтажа, последующего сжатия в формат MPEG-2, авторинга и записи на DVD. Если видео малошумное, кодирование в ССЕ, более шумное - Canopus Procoder. (Хорошим решением также являются также freeware кодеры (НС018, FreEnc, QuEnc).)
III. Подготовка промежуточного файла для последующего монтажа и (или) сжатия в MPEG-4
Порядок фильтров следующий: 1. ACOBW + NDF Обрезка краев - высота кадра должна быть кратна 2. 2. Deinterlace "Muksun" 3. RESIZE - изменение размера "Precise bicubic (A=-1.00)". Размер кадра оптимальный 512*384. Можно и больше, вплоть до 720*540. В любом случае размер сторон должен быть кратен 8. 5. NSLF или FSN
Используемый набор фильтров является минимальным базовым. Применение других фильтров зависит от качества видеозаписи, характера дефектов, степени финального сжатия и т.п. Без артефактов дополнительно уменьшить размер сжатого видео можно применением фильтров PPH, встроенных TV 3х3 среднее и chroma smoother (последние два рекомендованы для VHS). Мелкий шум замечательно удаляется и как последствие кодирования в MPEG-2, что дает возможность избежать затрат по времени на тонкую очистку.
IV. Кодирование в MPEG-4
Для сжатия используется XviD. Данный кодек позволяет получить отличное качество изображения всего за один проход (это, конечно, не исключает двухпроходного режима). На один CD оптимальный размер записи до 1 часа. Default настройки меняются следующим образом:
Max consecutive BVOPs меняется на 1 для совместимости с декодером DivX, бытовым MPEG-4 плеером. Если этого не требуется и декодирование предполагается родным XviD декодером, то можно значение не менять, оставив также FourCC used значение XVID.
VHQ mode по максимуму на Wide Search.
Max I-frame quantizer на 4 и забываем про классический артефакт сжатия – квадраты. Max P-frame quantizer на 6-8 для той же цели.
FourCC used на DX50 для просмотра через декодер DivX. Битрейт просто рассчитывается по встроенному калькулятору.
Столяревский Сергей. 28 сентября 2006 года. |